ГЛАВНАЯ >> Родителям

Период адаптации ребенка

Приложение № 1

АНКЕТА

для родителей детей, поступающих в дошкольное учреждение

Уважаемые родители!

Поступая в дошкольное учреждение, Ваш малыш попадает в новую непривычную обстановку. Процесс адаптации к детскому саду проходит у всех детей по-разному и не всегда гладко. Сообщив некоторые сведения о Вашем ребенке, Вы поможете воспитателю лучше узнать его особенности, привычки, которые будут иметь важное значение в период привыкания.

1. Фамилия, имя, дата рождения_________________________________

  1. Состав семьи (полная, неполная), взрослых__________ , детей ______
  2. Образование, место работы отца, матери__________________
  3. Какой ребенок по счету в семье?_____________________________
  4. Как протекала беременность (ранняя, поздняя, токсикозы, угроза
    выкидыша, анемия, отеки, стрессы, болезни)
  5. Роды: нормальные, сложные, в срок____
  6. Какие болезни, травмы перенес ребенок

8. Переход на искусственное вскармливание

  1. Поведение, сон в младенческом возрасте__

10. Во сколько лет начал ходить, говорить

11. Как часто болеет? (какие заболевания)

  1. Состоит ли на учете у врача?___________________________________
  2. Что нельзя Вашему ребенку (ограничения в употреблении продуктов
    питания и т.д.)?________________________________________________
  3. Кто в Вашей семье занимается воспитанием ребенка? (мама, папа,
    бабушка, родственники)_______________________________________
  4. Кого в семье ребенок слушается? ( всех, избирательно, никого)_____

16. Соблюдается ли режим ребёнка в семье? (да, нет, почему) __________________________________________________________________

17. Какие особенности поведения при укладывании на сон __________________________________________________________________

при кормлении_____________________________________________________

__________________________________________________________________

при умывании, туалете_______________________________________________

__________________________________________________________________

при одевании_______________________________________________________

__________________________________________________________________

на прогулке _______________________________________________________

__________________________________________________________________

18. Как можно быстро успокоить вашего ребёнка?_______________________

__________________________________________________________________

19. Как вы поощряете ребёнка?________________________________________

__________________________________________________________________

20. Какие меры наказания используете? ________________________________

__________________________________________________________________

21. Как ведёт себя ребёнок в привычной обстановке: смеется, капризничает, ведёт себя спокойно, кричит, плачет, кидается на пол, бледнеет, краснеет, не может говорить ____________________________________________________

__________________________________________________________________

22. Единодушны ли члены Вашей семьи в вопросах воспитания? (Да, нет, в чем расхождения)___________________________________________________

__________________________________________________________________

23. Характеристики черт личности:(подчеркнуть) медлительный, быстрый, спокойный, безразличный, весёлый, грустный, импульсивный, заторможенный, расторможенный, инициативный, безынициативный, подвижный, капризный, агрессивный, застенчивый, нуждается в поддержке, тревожный, уверенный, самостоятельный ______________________________

__________________________________________________________________

24. Характеристика общения: конфликтный, контактный, замкнутый, реакция на похвалу адекватная, неадекватная, реакция на замечания адекватная, неадекватная _______________________________________________________

__________________________________________________________________

25. По какой причине отдаёте в детский сад? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

26. Как будете готовить ребенка к поступлению в детский сад:

а) совместное посещение детского сада; б) беседы с воспитателями;

в) беседы со специалистами; г) беседы с ребенком________________

27. На какие особенности ребенка по-вашему следует обратить

внимание:

а) воспитателю_________________________________________

б) врачу______________________________________

в) логопеду___________________________________

28. Какую помощь Вы можете оказать детскому саду

29. Какие дополнительные услуги хотели бы получать для своего
ребенка?________________________________________________

30. Что ожидаете от детского сада, отдавая к нам Вашего ребенка?

31. Знакомы ли с особенностями психофизического развития детей
дошкольного возраста?_____________________________________

32. Почему решили привести ребенка в наш детский сад:

а) по совету знакомых______________________________

б) случайно_______________________________________

в) понравились территория, здание_______________________

г) другое_________________________________________

 

 

Приложение № 2

 

Социальный паспорт семьи

_____________________________________________

(ФИО ребенка)

______________________________________________

Дата рождения_______________________________

Домашний адрес: ______________________________

Мать: Ф.И.О. _________________________________

______________________________________________

Дата рождения: ________________________________

Национальность: ______________________________

Место работы: ________________________________

Должность: __________________________________

Образование: _________________________________

Сот.телефон: _____________________

Отец: Ф.И.О. _________________________________

Дата рождения: _______________________________

Национальность: ______________________________

Место работы: ________________________________

Должность: __________________________________

Образование: _________________________________

Сот.телефон: _____________________________

С кем проживает ребенок

С родителями: _________________

С матерью: ________________

С отцом: ______________

С другими родственниками: ______________

Категория семьи: полная/ неполная/ многодетная/ опекунская

 

 

Общее количество детей_______

Из них:

дошкольники_____ школьники _____студенты____

Жилищные условия (нужное подчеркнуть):

квартира/ общежитие/ коммунальная квартира

другое: ________________________________

У ребенка имеется (подчеркнуть): своя комната/

уголок в общей комнате

Круг интересов членов семьи (хобби) ___________

_____________________________________________

Взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи (нужное подчеркнуть):

- атмосфера в семье дружелюбная, теплая;

- отношения близкие, доверительные;

- отношения отчужденные;

- взаимопонимание ребенка с родителями;

- отсутствие взаимопонимания.

Особенности семейного воспитания (подчеркнуть):

- строгий контроль за поведением ребенка;

- ограничение самостоятельности;

- большая самостоятельность ребенка;

- родители сотрудничают с воспитателями;

- вступают в противоречие с воспитателями.

Где и чем занимается ребенок, кроме детского сада_____________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Приложение № 3

 

Памятка родителям вновь поступающих детей.

 

Режим работы МКДОУ №7 с.Садового с 07.30-18.00.

Рекомендуемый режим дня:

подъем 07.00 - 08.00

обед 11.30-12.00

дневной сон 12.00-15.00

полдник 15.00-15.10

ужин 16.20-16.40

Маркировка одежды: всю одежду и обувь подписать.

сменное белье: обязательно иметь полный комплект сменной одежды (трусики, майка, платье или рубашка, шорты, носки).Нижнее белье иметь в 2-3 экземплярах. Обязательно иметь пакет для грязной одежды.

для улицы: одежда для прогулки.

Обязательно иметь мешок для сменной обуви.

2-3 дня ребенок находится в детском саду 2-3 ч. (08.00-10.00), (15.00 до 18.00).

Следующие 2-3 дня (может доходить до 1 недели) ребенок находится в детском саду 4 ч. (08.00-12.00),

Далее на целый день.

Проводится индивидуальный подход по пребыванию детей в группе в период адаптации.

При отсутствии ребенка в детском саду сообщать по телефону 5-81-34 до 08.30 этого же дня

Дома рекомендуется придерживаться режима детского сада, в питании использовать блюда аналогичные детскому саду.

Все проблемные вопросы решаются с воспитателями группы или со старшим воспитателем, с медицинскими работниками ,заведующим.

 

 

Приложение № 4

Адаптационный лист

Фамилия имя ребенка_____________________________________________

Дата рождения________________________________________________________

Дата поступления______________________________________________________

Группа №_____

 

Дата

Эмоциональное состояние

Аппетит

Сон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:_____________________________________________________

Мед.работник:_____________________________________________________

Степень адаптации:______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение к адаптационному листу

 

Эмоциональное состояние:

++ - ребенок с удовольствием идет в группу. Не плачет, преобладают положительные эмоции, Ведет себя адекватно.

 

+ - ребенок плачет при расставании с родителями, но быстро успокаивается. На протяжении дня преобладает хорошее настроение.

 

+- - переменное состояние ребенка, он то успокаивается, то начинает плакать.

 

- - ребенок постоянно плачет, не может успокоиться.

 

Аппетит:

++ - отличный аппетит. Ребенок ест с удовольствием, самостоятельно.

+ - хороший аппетит. Ребенок ест самостоятельно.

+- - ест без аппетита. Просит, чтобы его покормили.

- - отказывается от еды.

 

Сон:

++ - быстрое, спокойное засыпание, глубокий сон.

+ - ребенок засыпает не сразу. Сон глубокий.

+- - Ребенка приходится укачивать, Засыпает с соской.

- - ребенок не засыпает, плачет. Приходится находиться рядом с ним. Сон поверхностный.

 

Адаптационный лист заполняется в течение месяца пребывания ребенка в детском саду, Затем на основании данных адаптационного листа, наблюдений воспитателей и специалистов и заполненной родителями анкеты делается вывод о степени адаптации ребенка (легкая, средняя, тяжелая) и даются рекомендации по индивидуальной работе.

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Карта контроля соблюдения младшими воспитателями санитарно-гигиенических норм и правил в МКДОУ № 7 с.Садового

Дата контроля

Группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие уборочного инвентаря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие спецодежды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение влажной уборки с применением дез.средств:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в раздевалке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в групповой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в спальне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в туалетной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок в раздевалке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка посуды:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- механическая чистка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- обезжиревание (замачивание в спец. баке с применением дез. средств)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ополаскивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- хранение посуды в кухонных шкафах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- посуда для сотрудников помечена и хранится отдельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок в кухонных шкафах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка столов с применением дез. средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка ветоши:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в емкости «для использованной ветоши» с применением дез. средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-стирка и сушка ветоши

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смена постельного белья и полотенец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бачок для замачивания горшков с дез.средством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистка ковров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка уборочного инвентаря с помощью дез. средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдение графика и правил проведения генеральной уборки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помощь воспитателю в организации приема пищи детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№6

Анкета по итогам адаптации для родителей

1.Ф.И.ребёнка ______________________________________________________

2.С какого времени ребёнок посещает д/с ________________________________________________________

3.Как Вы считаете, завершился ли процесс адаптации у Вашего ребёнка _____________________________________________________________

4. Как Вы считаете, процесс адаптации у Вашего ребёнка протекал:

а) легко _______

б) средне ______

в) тяжело ______

5. С какими трудностями Вы столкнулись или сталкиваетесь в процессе адаптации

_____________________________________________________________

6. Какую информацию Вы хотели бы получить от педагогов д/с:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

 

Приложение № 7

 

Критерии адаптации,

разработанные институтом педиатрии

 

ПЕДИАТРИИ ИНСТИТУТ Российской АМН (Москва), основан в 1922 как Государственный научный институт охраны материнства и младенчества, с 1940 Институт педиатрии; с 1945 в системе АМН. Исследования особенностей детского возраста в норме и патологии.

 

ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:

К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого.

К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

 

СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течении месяца, плаксивость в течении всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течении полутора-двух недель.

 

ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ АДАПТАЦИИ:

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:

  1. Нервно-психическое развитие отстает на 1-2 квартала, респираторные заболевания – более 3-х раз, длительностью более 10 дней, ребенок не встает и не прибавляет в весе в течении 1-2 кварталов.
  2. Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на 2-3 квартала (от исходного), замедляется рост и прибавка в весе.

 

Невротические реакции:

- рвота

- пристрастие к личным вещам

- наличие страхов

- неуправляемое поведение

- стремление спрятаться от взрослых

- истерические реакции

- тремор подбородка, пальчиков

 

 

Приложение № 8

Аналитическая справка по итогам адаптации детей раннего возраста

к условиям дошкольного образовательного учреждения в группе раннего возраста

Списочный состав группы раннего возраста

Группу посещают ____девочек и ___ мальчиков.

Адаптация детей к детскому саду началась____ по графику, составленному родителями и администрацией образовательного учреждения на первом организационном собрании с учетом пожелания родителей воспитанников.

В соответствии с графиком на конец июля адаптацию должны были пройти 10 детей, однако прошли только 5 человек (4 мальчика, 1 девочка). С середины августа группа увеличилась на два ребенка. В нарушение методических рекомендаций в августе началась ежедневная адаптация: один ребенок с утра, второй во второй половине дня. Основной период адаптации пришелся на конец августа, и продолжался в сентябре. В связи с не соблюдением графика, адаптация детей затянулась до октября.

При отслеживании течения адаптации каждого ребёнка в период с июля по октябрь 2014года степень адаптации составила:

  • лёгкая – 92%
  • средняя – 6%
  • тяжёлая - 2%

Для того чтобы дети легче прошли адаптацию некоторое время ребенок находился в группе с мамой. Дети посещала группу со своими любимыми игрушками, педагогами использовались занимательные дидактические игры, шумовые игрушки, нетрадиционные приемы (мыльные пузыри, игры с водой), кукольный театр.

В ходе адаптационного периода родителям давались индивидуальные консультации, рекомендации. Для создания положительного эмоционального настроения воспитанников и их родителей в приемной оформлен уголок «Веселые лучики» с фотографиями детей.

Исходя из вышеизложенного, сделаны следующий выводы:

 Данный временной отрезок (июль-август) адаптация прошла не рационально (в течение двух недель группу посещали два ребенка).

 В период с сентября по первую декаду октября в нарушение методических рекомендаций адаптацию проходили по два ребенка в день.

 Рекомендуем в 2014-2015гг составлять график адаптации с учетом времени года, пожеланиями родителей и держать соблюдение графика на жестком контроле.

 

Воспитатели __________________________ __________________________

 

 




Панель управления